"Экономика, в которой не бывает банкротств наверняка обанкротится" - Максим Звонарев
Консультации
Ликвидация предприятия самостоятельно Как закрыть ЧП. Пошаговый порядок Как отозвать заявление о закрытии ЧП Порядок увольнения работников в связи с ликвидацией предприятия Архив при ликвидации предприятияОбщий обзор института банкроства в УкраинеБанкротство в Польше. Общий обзор Банкротство в Израиле Исполнительное производство в ЕвропеЛиквидация предприятия в РоссииПервая новая редакция Закона о банкротстве. Как это было.Банкротство после самоликвидацииСпособы закрытия бизнесаОт банкротства до санацииБанкротство. Судебная практикаНотариусы Киев
+38044 232-8910
Ликвидация предприятия в общем порядке (по решению собственника) с формами необходимых документов
Расписанный в настоящей статье порядок оптимально подходит для ликвидации среднестатистического украинского общества с ограниченной ответственностью (ликвидация ООО). Для других организационно-правовых форм могут существовать свои дополнительные особенности.
Чем регулируется процедура:
- Гражданский кодекс Украины;
- Хозяйственный кодекс Украины;
- Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований»;
- Закон Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине»;
- Закон Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом»;
- Национальные стандарты оценки;
- Порядок учета плательщиков налогов и сборов, утвержденный Приказом № 1588 от 09.12.2011 г. Министерства финансов Украины;
- Порядок принятия на учет и снятия с учета в органах Пенсионного фонда Украины плательщиков единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержден Постановлением Правления ПФУ № 21-6 от 27.09.2010 г.;
- Положение об инвентаризации активов и обязательств, утвержденное Приказом № 879 от 02.09.2014 г. Министерства финансов Украины;
- Инструкция о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранной валютах, утвержденной Постановлением Правления НБУ от 12.11.2003 г. № 492
Ликвидация ООО пошагово
1. Частью 1 статьи 105 Гражданского кодекса Украины предусмотрено, что участники юридического лица обязаны в течение трех дней письменно сообщить о прекращении юридического лица органу, осуществляющему государственную регистрацию, который вносит в единый государственный реестр сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе прекращения. Частью 9 Статьи 17 Закона Украины "О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований" определен перечень документов, которые необходимо предоставить государственному регистратору:
- оригинал или нотариально заверенную копию решения учредителей (участников) или уполномоченного ими органа относительно прекращения юридического лица;
- доверенность представителя с правом подачи вышеуказанных документов госрегистратору (руководитель предприятия может подать документы без доверенности при условии, что информация о его назначении/полномочиях есть в ЕГР);
- паспорт.
2. Будем предполагать, что наше ликвидируемое ООО не имеет в своем штате работников, которых необходимо уволить в специальном, четко определенном порядке. Если ситуация иная, смотрите детальный порядок увольнения работников в связи с ликвидацией предприятия.
3. Тем же протоколом о ликвидации оформляем решение о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора), определяем ее полномочия, порядок принятия решений. Так же определяем порядок и срок предъявления (не может быть меньше двух и более шести месяцев, с момента обнародования ведомостей о ликвидации предприятия на веб-сайте регистрационной службы) кредиторами своих требований к юридическому лицу, которое прекращается.
Проверка в ходе ликвидации предприятия
Проверка в налоговой
4. Следующим этапом в течение 3 дней, с момента внесения в ЕГР записи о прекращении предприятия, уведомляем органы государственной налоговой службы о ликвидации предприятия и согласовываем сроки проведения внеплановых проверок. Снятие предприятия с учета в органах налоговой службы регулируется Порядком учета плательщиков налогов и сборов, утвержденным Приказом МФУ № 1588 от 09.12.2011 г.
Пункт 11.1 указанного Порядка предусматривает, что о своем решении ликвидироваться налогоплательщик обязан уведомить местный орган налоговой в течение 3-х дней с момента принятия решения о ликвидации. При этом для подачи в налоговую необходимо подготовить следующий перечень документов:
- заявление плательщика налогов по форме 8-ОПП, дата подачи которого фиксируется в журнале по форме 6-ОПП;
- оригинал справки по форме 4-ОПП (при наличии);
- копию распорядительного документа (решения) собственника или органа, уполномоченного на то учредительными документами о ликвидации;
- копию распорядительного документа (решения) о создании ликвидационной комиссии.
В нашем случае образец протокола о ликвидации содержит и решение о ликвидации, и решение о создании ликвидационной комиссии (то есть 2 в 1).
Пунктом 11.6 указанного выше Порядка предусмотрено, что органы налоговой службы должны так организовать свою работу, чтобы требования к предприятию по уплате налоговых платежей, если такие будут иметь место, были предъявлены к плательщику на протяжении срока, предусмотренного для предъявления кредиторами своих требований к предприятию. Обычно такой срок составляет два месяца.
Если требований по уплате налоговых платежей у органа госналоговой службы к предприятию не будет, первый обязан выдать последнему справку по форме 22-ОПП, которая подтверждает отсутствие задолженности по оплате налогов. Справка по форме 22-ОПП выдается после проведения предприятием перечня определенных действий, например закрытия неосновных банковских счетов, возврата налоговой всех ранее выданных свидетельств, справок по форме 4-ОПП, патентов и т.д.
Проверка в Пенсионном фонде
Фондам общеобязательного социального (пенсионного) страхования отдельно подавать какие-либо заявления (письма) о ликвидации не нужно, т.к. информация о прекращении юридического лица путем ликвидации приходит им от государственного регистратора электронным уведомлением. Самостоятельно стоит связаться только со своим инспектором в Пенсионном фонде для согласования порядка проведения внеплановой проверки.
По общему правилу, согласно п. 5.1. Порядка принятия на учет и снятия с учета в органах Пенсионного фонда Украины плательщиков единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденного Постановлением Правления ПФУ № 21-6 от 27.09.2010 г., органы ПФУ обязаны провести проверку в течение 10 дней с момента получения ведомостей от госрегистратора о начале ликвидации предприятия. Такие ведомости приходят в органы ПФУ в электронной форме.
В результате проверки, при условии отсутствия недоимки по уплате единого социального взноса, органы ПФУ выдают справку об отсутствии задолженности.
Расчеты с кредиторами и другие действия при ликвидации предприятия
5. Закрываем в банковских учреждениях все счета, кроме одного, в гривне, который будет использоваться в ликвидационной процедуре. Регулируется Инструкцией о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранной валютах, утвержденной Постановлением Правления НБУ от 12.11.2003 г. № 492. Также закрываем филиалы и представительства предприятия.
6. Проводим инвентаризацию и оценку имущества нашего ликвидируемого предприятия. Порядок проведения инвентаризации предусмотрен Положением об инвентаризации активов и обязательств, утвержденным Приказом № 879 от 02.09.2014 г. Министерства финансов Украины. Оценка имущества проводится профессиональным субъектом оценочной деятельности в соответствии с положениями Закона Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине», Национальных стандартов оценки.
7. Организовываем взыскание дебиторской задолженности. Доли предприятия в уставных капиталах других хозяйственных обществ также подлежат выделению, оценке и реализации.
8. По окончанию срока предъявления кредиторами своих требований ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляют промежуточный ликвидационный баланс, который подлежит утверждению на общем собрании участников предприятия. В промежуточный ликвидационный баланс включаются требования кредиторов, признанные ликвидационной комиссией.
9. После утверждения промежуточного ликвидационного баланса, ликвидационная комиссия (ликвидатор) проводят расчеты с кредиторами в порядке очередности, предусмотренной ст. 112 Гражданского кодекса Украины.
10. В случае недостаточности денежных средств для расчета с кредиторами, продаем проинвентаризированное имущество. В случае недостаточности всех активов предприятия для расчета с кредиторами в месячный срок, обращаемся в хозяйственный суд по своему местонахождению с заявлением о возбуждении дела о банкротстве. После возбуждения дела о банкротстве процедура ликвидации регулируется уже Законом Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом».
11. После расчета с кредиторами, ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляют акт ликвидационной комиссии с ликвидационным балансом, который подлежит утверждению решением учредителей (участников) или уполномоченным ими органом. Требования об обязательном подтверждении ликвидационного баланса аудиторским заключением, а также о нотариальном удостоверении подписей на ликвидбалансе отменены с 19.12.2011 г.
Очередность удовлетворения требований кредиторов в общей процедуре ликвидации установлена ст. 112 Гражданского кодекса Украины.
12. Закрываем в банковском учреждении текущий счет, которым мы пользовались для проведения расчетов с кредиторами.
13.Снятие предприятия с учета в органах государственной налоговой службы, фондах общеобязательного пенсионного (социального) страхования происходит без Вашего участия (автоматически) после получения указанными выше органами информации от госрегистратора в электронном виде.
14. Проводим расчеты с участниками нашего общества с ограниченной ответственностью в случае, если после расчетов с кредиторами мы еще располагаем какими-либо активами.
15. Относительно печатей и штампов предприятия. До 22.02.2011 г. все регулировалось Инструкцией о порядке выдачи министерствам и другим центральным органам исполнительной власти, предприятиям, учреждениям, организациям, хозяйственным объединениям и гражданам разрешений на право открытия и функционирования штемпельно-граверных мастерских, изготовления печатей и штампов, а также о порядке выдачи разрешений на оформление заказов на изготовление печатей и штампов, и утверждении Условий и правил осуществления деятельности по открытию и функционированию штемпельно-граверных мастерских, изготовлению печатей и штампов, утверждена Приказом МВД Украины от 11.01.1999 г. № 17.
Соответственно до 22.02.2011 г., кроме документа об оплате услуг разрешительной системы, протокола о ликвидации и двух экземпляров оттисков печати, необходимо было подавать заявление на уничтожение печатей. Оплатив 18 грн. стоимости услуг органа разрешительной системы, в день подачи документов можно было уничтожить печать и получить квитанцию об уничтожении с экземпляром оттиска печати.
После 22.02.2011 г., учитывая то, что указанная выше Инструкция утратила силу, норма об обязательстве сдавать печати и штампы для уничтожения в органы внутренних дел на данный момент не действует. Соответствующее разъяснение дал Госкомпредпринимательства в своем письме от 18.07.2011 г. №5916.
16. Передаем в соответствующее архивное учреждение документы, которые подлежат длительному хранению, получаем об этом соответствующую справку. Длительному хранению, к примеру, полежат ведомости о выплате заработной платы (75 лет). Более детально о работе с архивом читайте в статье Порядок передачи документов в архив при ликвидации предприятия.
Окончательный пакет для исключения предприятия из единого реестра
17. Не раньше, чем через два месяца с момента подачи госрегистратору первого решения о ликвидации, но и не позже шести месяцев, организовываем внесение записи в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц - предпринимателей о ликвидации нашего предприятия как юридического лица.
Для этого подаем госрегистратору следующий перечень документов:
- заполненное заявление о проведении государственной регистрации прекращения юридического лица в результате его ликвидации;
- справку архивного учреждения о принятии документов, которые в соответствии с законом подлежат долгосрочному хранению.
До 2016 г. на завершающей стадии необходимо было также подавать справки об отсутствии задолженности по налогам и единому социальному взносу. Сейчас же правовая модель поменялась и указанные справки подавать госрегистратору больше не нужно. Но, как обычно, не все так просто.
Предусмотрено, что налоговая и пенсионный, как и другие кредиторы, могут предъявить свои требования только в течение срока, предусмотренного ликвидационной комиссией в протоколе о ликвидации. Но при этом, налоговая и пенсионный в установленный срок могут направить госрегистратору информацию о том, что предприятие имеет перед ними неоплаченный долг. Получив такую информацию от налоговой и/или пенсионного, госрегистратор обязан отказать в принятии заявления о проведении государственной регистрации прекращения юридического лица в результате его ликвидации.
Документы в этой статье:
(для скачивания перейдите по соответствующей ссылке)
- Образец (бланк) протокола (решения) учредителей (участников) о ликвидации юридического лица;
- Образец (бланк) доверенности представителя с правом подачи вышеуказанных документов госрегистратору (в случае, если документы подаются не руководителем);
- заявление о проведении государственной регистрации прекращения юридического лица в результате его ликвидации;
- Образец (бланк) промежуточного ликвидационного баланса;
- Образец (бланк) акта ликвидационной комиссии;
- Образец (бланк) ликвидационного баланса;
- Бланк заявления плательщика налогов по форме 8-ОПП;
- Бланк Форма № 22-ОПП (образец).
Источники информации для этой статьи:
- Законодательство Украины ;
- Департамент госрегистрации Минюста ;
- Госфискальная служба Украины ;
- Пенсионный фонд Украины .
Стоимость ликвидации предприятия по решению собственника специалистами нашей компании - от 12 000 грн.
Услуга ликвидация предприятия по решению собственника актуальна только для Киева и Киевской области. Для других областей Украины у нашей компании есть предложение ликвидация предприятия через продажу (экспресс-ликвидация предприятия).
Смотрите также: Как закрыть ЧП или ликвидация СПД, порядок увольнения работников предприятия в случае ликвидации последнего, ликвидация предприятия альтернативным способом.