"Экономика, в которой не бывает банкротств наверняка обанкротится" - Максим Звонарев
Консультации
Ликвидация предприятия самостоятельно Как закрыть ЧП. Пошаговый порядок Как отозвать заявление о закрытии ЧП Порядок увольнения работников в связи с ликвидацией предприятия Архив при ликвидации предприятияОбщий обзор института банкроства в УкраинеБанкротство в Польше. Общий обзор Банкротство в Израиле Исполнительное производство в ЕвропеЛиквидация предприятия в РоссииПервая новая редакция Закона о банкротстве. Как это было.Банкротство после самоликвидацииСпособы закрытия бизнесаОт банкротства до санацииБанкротство. Судебная практикаНотариусы Киев
+38044 232-8910
Банкротство в Польше. Общий обзор
Банкротство и несостоятельность в Польше регулируются законом "О корпоративной несостоятельности и возмещении" от 28 февраля 2003 года, который относится ко всем видам хозяйствующих субъектов, включая госпредприятия, частные фирмы и физические лица.
Цель закона "О корпоративной несостоятельности и возмещении" - большая защита кредиторов и содействие реорганизации процесса объявления о несостоятельности. Основная задача состоит в том, чтобы предприятие могло продолжать свою экономическую деятельность, сохраняя занятость и не нарушая своей целостности.
Помимо того закон должен содействовать корпоративному возмещению убытков предприятия, удовлетворению кредиторов, предупреждению будущей несостоятельности, реструктуризации долгов и поощрению ответственного подхода к деловой жизни. Законодательство адресовано предпринимателям, товариществам с ограниченной ответственностью, партнерским товариществам и филиалам действующих в Польше иностранных банков.
Банкротство любого предприятия может быть объявлено, когда хозяйствующий субъект не в состоянии платить по своим долгам. Однако, если ситуация носит краткосрочный характер, связанный с какими-либо временными трудностями, нет оснований для объявления банкротства.
В случае государственных предприятий, кооперативов, АО, ТОО или других юридических лиц, ведущих предпринимательскую деятельность, а также в случае ликвидируемых простых товариществ, зарегистрированных товариществ, профессиональных товариществ и долевых товариществ с ограниченной ответственностью, банкротство также объявляется, если активы подобных субъектов не в состоянии покрыть существующих долгов. Во всех случаях процедуры неизменно находятся под пристальным надзором судов.
Несостоятельный должник обязан подать формальное ходатайство в срок до 14 дней о возникновении несостоятельности. Невыполнение может повлечь юридическую ответственность в рамках гражданского права, запрет на ведение хозяйственной деятельности для физического лица и запрет занимать должность директора или члена управляющего органа любого юридического лица. Помимо того лица, действующие бесчестно или тормозящие процесс несостоятельности, могут преследоваться по уголовному законодательству.
Законодательство обладает ограниченным предметным охватом в отношении физических лиц, где его приложение сводится к личной несостоятельности в результате не подлежащих контролю частного лица факторов. Закон не применяется к некоммерческим субъектам права.
Процесс несостоятельности разделен на две части. Первая включает объявление о несостоятельности и процесс установления, имеются ли основания для такого объявления. Вторая часть касается приведения процесса несостоятельности в исполнение, что завершается полным или частичным удовлетворением кредиторов или принятием компромиссного решения.
Способ удовлетворения кредиторов определяется в судебном порядке. Кредитор предприятия также может подать заявление о банкротстве, как и любой из его кредиторов. Далее, в случае простого товарищества, зарегистрированного товарищества, профессионального товарищества или долевого товарищества с ограниченной ответственностью любой из партнеров вправе подать заявление о банкротстве, тогда как в случае юридических лиц и других организационных субъектов такое право предоставлено лишь официально уполномоченным лицам.
Есть следующие виды процедур объявления несостоятельности:
- банкротство;
- согласительные процедуры в рамках процедур банкротства;
- добровольные соглашения;
- банковские соглашения.
Банкротство предприятия приводит к продаже всех его активов, выполнении всех обязательств и исследованию всех долгов. Там, где возможно, неликвидные предприятия должны продаваться как действующие. Закон нацелен на избежание банкротства хозяйствующих субъектов, которые переживают временные трудности с ликвидностью.
Согласно законодательству, нельзя объявить несостоятельность:
- государственной казны,
- местных властей и юридических административных лиц,
- подразделений службы здравоохранения,
- учреждений и юридических лиц, образованных постановлением сейма, либо в результате делегирования полномочий, вытекающего из законодательства,
- крестьянских хозяйств,
- образовательных учреждений.
Хозяйствующий субъект, который вследствие чрезвычайных обстоятельств утратил платежеспособность или предвидит, что такая утрата платежеспособности произойдет, может потребовать начала согласительной процедуры в отношении его кредиторов, с целью заключения с ними мирового соглашения.
Предприниматели должны также иметь в виду, что связанные с банкротством процедуры совершаются очень медленно и не дают кредиторам гарантии их интересов на привычном для западных фирм уровне.
Закон вводит принцип защиты капитала несостоятельного должника для того, чтобы такой должник не мог распоряжаться своими активами в период между объявлением о несостоятельности и принятием судебного решения о назначении ликвидатора или управляющего ликвидацией.
Закон создает возможность проведения процесса корпоративной реструктуризации, что должно дать возможность производить его в краткие сроки, причем самому несостоятельному должнику. Закон создавался с целью его приложения к тем предприятиям, которые все еще сохраняют жизнеспособность в бизнесе, но стоят под угрозой банкротства. Процесс о несостоятельности является поводом для разработки плана реструктуризации, что, однако, может быть применено лишь к предприятиям, которые внесены в Национальный судебный реестр.
Закон также расширяет трактовку системы международного банкротства и реструктуризации. Сейчас банкротство иностранного юридического лица вызывает банкротство и его польских филиалов или представительств. Польский закон вводит законодательную систему по образцу правовых регулирований, предложенных в 1997 году Комиссией Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). После вступления Польши в Евросоюз, банкротства в рамках ЕС стали предметом общеевропейского законодательства.
Наиболее существенным следствием является то, что процесс несостоятельности филиала или представительства проходит на законодательной почве страны регистрации данного правового лица.
Источник информации: Бюро поддержки инвестиций и технологии (Польша)