Ликвидация предприятия без проверок и проблем.
Киев и вся Украина
цитата
русукр

Обзор процедур банкротства

Учитывая вступление в силу с 19.01.2013 г. новой редакции Закона Украины "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом", данную статью можно считать архивной и утратившей актуальность.

Возбуждение производства по делу о банкротстве

Центральным нормативно-правовым актом в сфере банкротства является Закон Украины "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом" от 14.05.1992 № 2343-XII, в редакции Закона Украины от 30.06.99 № 784-XIV (в дальнейшем - Закон, Закон о банкротстве).

Согласно Закону о банкротстве существует несколько судебных процедур банкротства, среди которых:

  • распоряжение имуществом должника;
  • мировое соглашение;
  • санация (восстановление платежеспособности) должника;
  • ликвидация банкрота.

Возбудить дело о банкротстве имеет право кредитор, размер бесспорных денежных требований которого к должнику, обязательно субъекту предпринимательской деятельности, составляет сумму, не менее чем триста минимальных размеров заработных плат и которые не погашены на протяжении трех месяцев.

Размер денежных требований к должнику рассчитывается исходя из размера минимальной заработной платы, которая установлена и действует на момент подачи заявления о признании должника банкротом Хозяйственному суду. Если на момент подачи заявления задолженность меньше трехсот заработных плат, выходом из этой ситуации может быть объединение с другими кредиторами должника с целью преодоления указанного барьера.

Относительно бесспорности денежных требований. С момента вынесения Верховным судом Украины Постановления Пленума № 15 от 18.12.2009 г., трехмесячный срок начинают отсчитывать с момента, когда обязательство должно было быть выполнено согласно требованиям закона или договора. При возбуждении производства по делу о банкротстве суд уделяет особое внимание бесспорности денежных требований.

Кроме того, действующим законодательством предусмотрены некоторые случаи, при которых возникает обязанность должника самостоятельно обратиться в Хозяйственный суд с заявлением о возбуждении относительно него дела о банкротстве. На практике, действенным является случай, когда в процедуре ликвидации не в связи с банкротством возникает проблема недостаточности активов для погашения требований всех кредиторов. Порядок реализации обязанности должника инициировать дело о банкротстве по другим обстоятельствам не достаточно урегулирован законодательно.

Можно сказать, что указанная обязанность реализуется в интересах должника. Почему в интересах? Потому, что суд, принимая заявление от должника, открывает именно ликвидационную процедуру, минуя общий порядок - процедуру распоряжения имуществом, что значительно экономит время для должника, относительно которого нет целей восстановления платежеспособности.

Процедура распоряжения имуществом должника

Итак, процедура распоряжения имуществом должника Законом о банкротстве определена как система мероприятий по надзору и контролю за управлением и распоряжением имуществом должника с целью обеспечения сохранения и эффективного использования имущественных активов должника и проведения анализа его финансового состояния.

Хозяйственный суд по ходатайству распорядителя имущества, кредиторов или по собственной инициативе может запретить заключать без согласия арбитражного управляющего соглашения (договоры), а также обязать должника передать ценные бумаги, валютные ценности, другое имущество для хранения третьим лицам или принять другие меры для сохранности имущества, о чем выносится постановление.

В процедуре распоряжения имуществом по ходатайству сторон, участников производства по делу о банкротстве, или распорядителя имущества, которое содержит ведомости о препятствовании руководителем должника действиям распорядителя имущества, а также о совершении руководителем должника действий, которые нарушают права и законные интересы должника и кредиторов, хозяйственный суд имеет право отстранить руководителя должника от должности и возложить выполнение его обязанностей на распорядителя имущества.

После назначения распорядителя имущества и до прекращения процедуры распоряжения имуществом органы правления должника не имеют права без согласия распорядителя имущества принимать решения о:

  • реорганизации (слияние, присоединение, раздел, выделение, преобразование) и ликвидации должника;
  • создании юридических лиц или об участии в других юридических лицах;
  • создании филиалов и представительств;
  • выплате дивидендов;
  • проведении должником эмиссии ценных бумаг;
  • выходе из состава участников должника юридического лица, приобретении у акционеров прежде выпущенных акций должника.

Решение об участии должника в объединениях, ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, промышленно-финансовых группах или других объединениях юридических лиц принимается органами управления должника по согласованию с распорядителем имущества.

Руководитель или орган управления должника исключительно по согласованию с распорядителем имущества заключает соглашения (договоры) относительно:

  • передачи недвижимого имущества в аренду, залог, внесение указанного имущества как взноса в уставный фонд хозяйственного общества или распоряжение таким имуществом иным образом;
  • получения и выдачи займов (кредитов), поручительства и выдачи гарантий, уступки требования, перевода долга, а также передачи в доверительное управление имущества должника;
  • распоряжения другим имуществом должника, балансовая стоимость которого составляет свыше одного процента балансовой стоимости активов должника.

Распорядитель имущества не имеет права вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность должника, кроме случаев, предусмотренных Законом.

В общем, сущность процедуры распоряжения имуществом определяется надзором и контролем за действиями должника, без вмешательства в его оперативно-хозяйственную деятельность.

Срок процедуры распоряжения имуществом по Закону не может превышать шести календарных месяцев. По истечению срока распоряжения имуществом суд, по ходатайству комитета кредиторов:

  • выносит постановление о санации ( восстановление платежеспособности) должника; или
  • постановление о ликвидации должника, признанного этим же постановлением банкротом; или
  • утверждает мировое соглашение, заключенное с комитетом кредиторов на любой стадии производства по делу о банкротстве.

Процедура санации

Процедура санации согласно Закону определена как система мероприятий, которые осуществляются во время производства по делу о банкротстве с целью предотвращения признания должника банкротом и его ликвидации, направленная на оздоровление финансово-хозяйственного положения должника, а также удовлетворения в полном объеме или частично требований кредиторов путем кредитования, реструктуризации предприятия, долгов и капитала и (или) изменения организационно-правовой и производственной структуры должника.

Хотя Закон о банкротстве в своей новой редакции и призван именно оздоровить должника, а не признать его банкротом, в реальности очень незначительный процент дел о банкротстве заканчиваются финансовым оздоровлением. В большинстве случаев должника ликвидируют как банкрота.

Не смотря на вышеуказанное, в практике существуют случаи целесообразности применения процедуры санации. Мероприятиями по восстановлению платежеспособности в частности могут быть:

  • перепрофилирование производства;
  • закрытие нерентабельных производств;
  • отсрочка и (или) рассрочка платежей или прощение ( списание ) части долгов, о чем заключается мировое соглашение;
  • ликвидация дебиторской задолженности;
  • реструктуризация активов должника соответственно требованиям этого Закона;
  • продажа части имущества должника;
  • обязательства инвестора о погашении долга (части долга) должника, в частности путем переведения на него долга (части долга), и его ответственность за невыполнение взятых на себя обязательств;
  • выполнение обязательств должника собственником имущества должника и его ответственность за невыполнение взятых на себя обязательств;
  • продажа имущества должника как целостного имущественного комплекса (для негосударственных предприятий);
  • получение кредита для выплаты выходного пособия работникам должника, которые увольняются согласно плану санации, который возмещается в первую очередь согласно Закону за счет реализации имущества должника;
  • увольнение работников должника, которые не могут быть задействованы в процессе реализации плана санации. Выходное пособие в этом случае выплачивается за счет инвестора, а при его отсутствии - за счет реализации имущества должника или за счет кредита, полученного для этой цели;
  • другие способы восстановления платежеспособности должника.

Указанные мероприятия возможно реализовать только в предусмотренном планом санации порядке и объеме. При этом план санации разрабатывается арбитражным управляющим и/или другими лицами, согласовывается с комитетом кредиторов и утверждается Хозяйственным судом.

Процедура санации вводится сроком на один год и может быть продлена Хозяйственным судом еще на полгода дополнительно или сокращена.

Мировое соглашение

Под мировым соглашением в деле о банкротстве понимается договоренность между должником и кредиторами относительно отсрочки и (или) рассрочки, а также прощение ( списание ) кредиторами долгов должника, которая оформляется соглашением сторон. Не подлежит прощению ( списанию ) по условиям мирового соглашения задолженность по уплате страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование и другие виды общеобязательного государственного социального страхования.

Мировое соглашение может быть заключено на любой стадии производства по делу о банкротстве.

Мировое соглашение является удобным инструментом в случаях, когда по весомым причинам есть необходимость сохранить должника, восстановив его платежеспособность. Кроме того, мировое соглашение можно использовать и в процедуре санации для уменьшения долговой нагрузки на должника. Т.е. относительно части долгов может быть принято решение об их списании ( прощении ), отсрочке, рассрочке. Тем не менее, списанию на сегодня не подлежат долги перед государственным и местными бюджетами.

Относительно расторжения мирового соглашения. Если долги были отсрочены или рассрочены, мировое соглашение может быть расторгнуто по решению Хозяйственного суда в случае невыполнения должником условий мирового соглашения относительно не менее чем трети требований кредиторов. По нашему мнению, законодатель здесь имел в виду ситуацию, когда остаток непогашенных долгов составляет не менее трети от первоначальной суммы по мировому соглашению. Существует также мнение, что мировое соглашение не может быть расторгнуто, когда должник уже погасил более трети от общей суммы, но такому подходу как минимум не хватает объективности.

Непогашенный остаток трети долгов может быть взыскан в общем порядке искового производства, согласно Хозяйственному процессуальному кодексу Украины.

Процедура ликвидации должника

В случаях, предусмотренных Законом о банкротстве, Хозяйственный суд выносит постановление о признании должника банкротом и открывает ликвидационную процедуру.

По общему правилу, комитет кредиторов как представительный орган кредиторов принимает решение об обращении в Хозяйственный суд с ходатайством об открытии процедуры санации, признании должника банкротом и открытии ликвидационной процедуры, а также относительно других вопросов.

Тем не менее, есть иные случаи, в частности, если расчеты с кредиторами не проведены в сроки, предусмотренные планом санации, хозяйственный суд в случае отсутствия ходатайства комитета кредиторов о продлении сроков, предусмотренных планом санации, и внесении соответствующих изменений в план санации признает должника банкротом и открывает ликвидационную процедуру.

Ликвидационная процедура, если ее охарактеризовать коротко, сводится к выявлению имущества должника, проведении его инвентаризации, экспертной оценки денежной стоимости и организации проведения торгов оцененного имущества с целью удовлетворения требований кредиторов.

Важное место в процедуре ликвидации занимает очередность удовлетворения требований кредиторов, которая более глубоко выписана законодателем в сравнении с той очередностью, которая предусмотрена гражданским законодательством при ликвидации юридического лица в общем порядке.

В соответствии с Законом, в первую очередь удовлетворяются:

а) требования, обеспеченные залогом (т.е. не все долги кредитора, а лишь их часть, которая может быть погашена за счет продажи заложенного имущества, остаток долгов, если такой есть, погашается в четвертую очередь);

б) требования относительно выплаты задолженности по заработной плате за три месяца работы, которые предшествуют возбуждению дела о банкротстве или прекращению трудовых отношений в случае увольнения работника до возбуждения указанного дела, денежной компенсации за все неиспользованные дни ежегодного отпуска и дополнительного отпуска работникам, которые имеют детей, право на которые возникло на протяжении двух лет, отработанных до возбуждения дела о банкротстве или прекращения трудовых отношений, других средств, надлежащих работникам в связи с оплачиваемым отсутствием на работе (оплата времени простоя не по вине работника, гарантии на время выполнения государственных или общественных обязанностей, гарантии и компенсации при служебных командировках, гарантии для работников, которые направляются для повышения квалификации, гарантии для доноров, гарантии для работников, которые направляются на обследование в медицинское учреждение, социальные выплаты в связи с временной потерей трудоспособности за счет средств предприятия и т.п.), право на которые возникло на протяжении трех последних месяцев до возбуждения дела о банкротстве или прекращения трудовых отношений, а также выходного пособия, причитающегося работникам в связи с прекращением трудовых отношений, в том числе возмещения кредита, полученного на эти цели;

в) расходы Фонда гарантирования вкладов физический лиц, которые связаны с приобретением им прав кредитора относительно банка, - в размере всей суммы возмещения по вкладам физических лиц;

г) расходы, связанные с производство по делу о банкротстве в хозяйственном суде и работой ликвидационной комиссии, в том числе:

  • расходы на оплату государственной пошлины;
  • расходы заявителя на публикацию объявления о возбуждении дела о банкротстве;
  • расходы на публикацию в официальных печатных органах информации о порядке продажи имущества банкрота;
  • расходы на публикацию в средствах массовой информации о возобновлении производства по делу о банкротстве в связи с признанием мирового соглашения недействительным;
  • расходы арбитражного управляющего (распорядителя имущества, управляющего санацией, ликвидатора), связанные с содержанием и хранением имущественных активов банкрота;
  • расходы кредиторов на проведение аудита, если аудит проводился по решению хозяйственного суда за счет их средств;
  • расходы на оплату труда арбитражных управляющих (распорядителя имущества, управляющего санацией, ликвидатора) в порядке, предусмотренном Законом.

Перечисленные расходы возмещаются ликвидационной комиссией после реализации ею части ликвидационной массы, если иное не предусмотрено Законом;

2) во вторую очередь удовлетворяются требования, которые возникли из обязательств банкрота перед работниками предприятия-банкрота (за исключением возвращения взносов членов трудового коллектива в уставной фонд предприятия), кроме требований, удовлетворенных в первую очередь, обязательств, которые возникли вследствие причинения вреда жизни и здоровью граждан, путем капитализации соответствующих платежей, в том числе Фонду социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины за граждан, которые застрахованы в этом Фонде, в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, обязательств по уплате страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование и другие виды общеобязательного государственного социального страхования, а также требования граждан - доверителей (вкладчиков) доверительных обществ или других субъектов предпринимательской деятельности, которые привлекали имущество (средства) доверителей (вкладчиков);

3) в третью очередь удовлетворяются требования относительно уплаты налогов и сборов (обязательных платежей). Требования центрального органа исполнительной власти, которые осуществляет управление государственным резервом;

4) в четвертую очередь удовлетворяются требования кредиторов, не обеспеченные залогом, в том числе и требования кредиторов, которые возникли из обязательств в процедуре распоряжения имуществом должника или в процедуре санации должника;

5) в пятую очередь удовлетворяются требования относительно возвращения взносов членов трудового коллектива в уставный фонд предприятия;

6) в шестую очередь удовлетворяются другие требования.

Особенности производства в делах о банкротстве отдельных категорий должников

Существуют также особенности банкротства отдельных категорий субъектов предпринимательской деятельности. Отношения, связанные с банкротством градообразующих, особо опасных, сельскохозяйственных предприятий, страховщиков, профессиональных участников рынка ценных бумаг, эмитента или управляющего ипотечными сертификатами, управляющего фонда финансирования строительства или управляющего фонда операций с недвижимостью, субъекта предпринимательской деятельности - гражданина, фермерского хозяйства, должника, который ликвидируется собственником, отсутствующего должника, регулируются Законом с учетом особенностей, предусмотренных разделом VI Закона.

Смотрите также: банкротство без участия руководства компании, банкротство как инструмент защиты залогового имущества должника, арбитражный управляющий (распорядитель имуществом, управляющий санацией, ликвидатор)