"Экономика, в которой не бывает банкротств наверняка обанкротится" - Максим Звонарев
Консультации
Ликвидация предприятия самостоятельно Как закрыть ЧП. Пошаговый порядок Как отозвать заявление о закрытии ЧП Порядок увольнения работников в связи с ликвидацией предприятия Архив при ликвидации предприятияОбщий обзор института банкроства в УкраинеБанкротство в Польше. Общий обзор Банкротство в Израиле Исполнительное производство в ЕвропеЛиквидация предприятия в РоссииПервая новая редакция Закона о банкротстве. Как это было.Банкротство после самоликвидацииСпособы закрытия бизнесаОт банкротства до санацииБанкротство. Судебная практикаНотариусы Киев
+38044 232-8910
От банкротства до санации: правила плавания и подводные камни
Учитывая вступление в силу с 19.01.2013 г. новой редакции Закона Украины "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом", данную статью можно считать архивной и утратившей актуальность.
Некоторые особенности процедуры банкротства, выявления кредиторов и лиц, желающих принять участие в оздоровлении предприятия.
Банкротство - неприятная процедура для любого предприятия. Правда, бывают исключения. Ведь во время производства по делу о банкротстве часто осуществляется система мероприятий с целью предотвращения признания должника банкротом и его ликвидации, направленная на оздоровление финансово-хозяйственного положения должника, а также удовлетворение требований кредиторов.
Как сообщила юрист ЮФ "Юрвнешсервис" Ирина Козаченко, на практике зачастую происходит смена собственника предприятия-должника под прикрытием санации, хотя это не худший вариант по сравнению с признанием предприятия-должника банкротом и его ликвидацией.
Напомним, что согласно Закону о банкротстве с целью выявления всех кредиторов и лиц, которые выразили желание принять участие в санации должника, судья в подготовительном заседании выносит решение, которым обязывает заявителя подать в официальные печатные органы (газеты "Голос України", "Урядовий кур'єр") в десятидневный срок объявление о возбуждении дела о банкротстве. Поэтому любой кредитор может узнать о том, что возбуждено дело о банкротстве его должника. И должник это скрыть не может.
Заявление о признании кредитором подается в месячный срок с даты публикации такого объявления. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие задолженность перед кредитором, доказательства оплаты госпошлины (если кредитор не освобожден от такой оплаты), доказательства оплаты расходов на информационно-техническое обеспечение судебного процесса, а также доказательства отправки такого заявления должнику и арбитражному управляющему.
Следует обратить внимание, что месячный срок является пресекательным, восстановлению не подлежит. "Как один из вариантов отслеживания возбуждения дела о банкротстве могу предложить пользоваться базой судебных решений. Зная наименование должника и суд, в котором может рассматриваться дело о банкротстве этого должника, можно отследить дату возбуждения дела о банкротстве. Возбуждение дела о банкротстве - это еще не публикация объявления, но повод постоянно отслеживать официальные печатные издания, дабы не пропустить пресекательный месячный срок для подачи заявления о признании кредитором", - рекомендует Ирина Козаченко.
В связи с кризисом в Украине стала популярной новая профессия - так называемые кризис-менеджеры, обещающие предприятиям на высшем уровне провести процедуру санации. Но вот Законом о банкротстве четко предусмотрено, кто может быть управляющим санацией. Это физическое лицо, которое имеет лицензию, выданную в установленном законодательством порядке, и действует на основании постановления хозяйственного суда (за исключением, предусмотренным ст. 53 Закона, когда управляющим санацией может быть назначен руководитель должника). Поэтому у суда отсутствуют правовые основания назначать кризис-менеджера руководителем санации должника, объяснила г-жа Козаченко. И здесь не может идти речь о доверии либо недоверии этим лицам, они просто не имеют законных оснований для ведения процедуры санации должника.
Кое-что о моратории
Мораторий на удовлетворение требований кредиторов в рамках процедуры банкротства предусматривает приостановление выполнения тех обязательств должника, которые возникли до возбуждения дела о банкротстве.
В течение действия моратория на удовлетворение требований кредиторов: запрещается взыскание на основании исполнительных документов и других документов, по которым осуществляется взыскание в соответствии с законодательством; не насчитываются неустойка (штраф, пеня), не применяются другие санкции за невыполнение или ненадлежащее выполнение денежных обязательств и обязательств относительно уплаты страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, на другие виды общеобязательного государственного социального страхования, налогов и сборов (обязательных платежей). Действие моратория на удовлетворение требований кредиторов не распространяется на выплату заработной платы, алиментов, возмещение вреда, причиненного здоровью и жизни граждан, авторского вознаграждения.
Таким образом, исходя из системного анализа положений Закона о банкротстве, мораторий применяется к конкурсной задолженности и не распространяется на текущую задолженность должника перед кредиторами, то есть погашение задолженности, которая возникла до введения моратория, прекращается до прекращения действия моратория, задолженность, которая возникла после введения моратория, должна погашаться.
Процедура банкротства: долгая дорога в дюнах
Довольно часто заинтересованные лица могут "затягивать" процедуру банкротства. В частности, ч. 7 ст. 13 Закона о банкротстве действительно говорит нам о том, что распорядитель имущества должника назначается на срок не более 6 месяцев. Этот срок может быть сокращен или пролонгирован судом на основании ходатайства комитета кредиторов, самого распорядителя имуществом или же собственника должника. Данная норма говорит о сроке, на который назначается распорядитель имущества, но не о самой процедуре распоряжения имуществом должника. Пользуясь не совсем четкой формулировкой этой статьи, субъекты, имеющие соответствующее право, могут подать ходатайство о назначении нового распорядителя имущества, срок полномочий которого в соответствии с этой нормой не может превышать 6 месяцев, рассказала Ирина Козаченко.
К сожалению, имеет место и то, что обжалование в апелляционном либо кассационном порядке определений хозяйственного суда в подобных делах либо непубликация сообщений о начавшемся производстве по делу затягивает процедуру банкротства. На сегодняшний день есть Рекомендации Высшего хозяйственного суда Украины от 04.06.2004 № 04-5/1193 "О некоторых вопросах практики применения Закона Украины "О возобновлении платежеспособности должника или признании его банкротом" , которыми обращается внимание судов на то, что в соответствии с ч. 13 ст. 11 Закона хозяйственному суду предоставлено право оставить без рассмотрения заявление о возбуждении производства по делу о банкротстве, если заявителем не выполнены требования постановления хозяйственного суда относительно публикации объявления о возбуждении производства по делу о банкротстве в десятидневный срок.
Суд может оставить заявление о возбуждении производства по делу без рассмотрения только в случае, если он убедился в том, что заявителем в течение десяти дней со дня вынесения решения не подано объявление официальным печатным органам. Для этого суд может обязать кредитора предоставить в определенный срок доказательства представления объявления в редакцию официального печатного органа. Хотя в приведенном случае оставления без рассмотрения заявления о возбуждении производства по делу о банкротстве является правом, а не обязанностью хозяйственного суда, судам следует контролировать выполнение заявителем требований постановления об осуществлении публикации. Однако, как отмечает г-жа Козаченко, рекомендации являются только рекомендациями и суды далеко не всегда контролируют сроки публикации объявления о возбуждении дела о банкротстве.
Следует отметить, что 27.10.2009 в ВР Украины зарегистрирован проект Закона "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования процедур банкротства" . Указанным законопроектом предлагается внести изменения в ст. 13 Закона о банкротстве, а именно: процедура распоряжения имуществом должника вводится на срок до 12 месяцев. То есть речь уже идет о процедуре распоряжения, а не о сроке полномочий распорядителя имущества, как это зафиксировано в Законе на сегодняшний день.
Также важным позитивным моментом вышеуказанного законопроекта Ирина Козаченко считает предложение внести изменение в ст. 40 Закона о банкротстве, которое заключается в следующем: хозяйственный суд прекращает производство в деле о банкротстве в случае неподачи в месячный срок кредитором, по заявлению которого возбуждено производство по делу о банкротстве, доказательств обнародования сообщения о возбуждении производства по делу о банкротстве. В данном случае прекращение производства по делу является обязанностью суда, а не его правом.
Но в то же время законопроект содержит и другое изменение в сторону увеличения сроков процедуры банкротства: если в действующем Законе максимальный срок санации составляет 12 месяцев, то законопроект предлагает его увеличить до 18 месяцев. Учитывая то, что законопроект только зарегистрирован в парламенте, о сроках его рассмотрения, а тем более о сроках вступления его в силу, говорить пока не приходится.
Автор: Юлия Шешуряк Источник: ЛІГА: ЗАКОН